Согласование
существительного с числительным
в
речи детей 5-6 лет с ОНР
1. Взрослый
предлагает ребенку считать предметы и отвечать на вопрос «Сколько?», при этом
обращает внимание на то, что слова, обозначающие предметы, будут изменяться,
если будут стоять рядом с числом 2 и с числом 5. Ребенок считает кукол, мячи,
машины и т.д. « Одна куклА, две куклЫ, три куклЫ, четыре куклЫ, пять кукол;
один мяч, два мячА, три мячА, четыре мячА, пять мячЕЙ».
2. Игра
«Чего не стало?» Взрослый выставляет на стол предметы или игрушки, затем
предлагает ребенку закрыть глаза и убирает две-три игрушки. Далее взрослый предлагает
ответить на вопрос: «Сколько игрушек исчезло? А сколько осталось?» Ребенку предлагаются слова женского,
мужского, среднего рода, а он учится согласовывать существительное с
числительным, правильно отвечая на вопросы.
3. Динамическое
упражнение. Перед ребенком взрослый выставляет несколько картинок: две бабочки,
три зайца, пять зонтов, шесть яблок, семь шаров. Ребенок считает предметы и
ставит рядом с ними карточки с нужными цифрами: 2, 3, 5, 6, 7. Затем взрослый
предлагает ребенку выполнить задания:
«Мы подпрыгнем столько раз, сколько
зайчиков у нас.
Мы нагнемся столько раз, сколько
зайчиков у нас.
Мы присядем столько раз, сколько
зонтиков у нас.
Топнем ножкой столько раз,
сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз, сколько шариков
у нас.
4. Игра
«Рассмотри картинку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, на
которой изображен петух и ответить на вопросы:
«Про что у петуха можно сказать
«одна?» - одна голова, одна борода; «два?» - два глаза, два крыла;
«один?» – один хвост, один клюв,
«две?» - две шпоры».
5. Игра
«Чего не хватает?» Ребенку предлагаются картинки, на которых художник «забыл»
нарисовать части тела животных. Ребенок объясняет: «У кошки не хватает двух
ушей.
У барана не хватает двух рогов.
У лисенка не хватает хвоста.
У волка не хватает одного уха и
одной лапы.
У осла не хватает двух ног».
6. Игра
«Что на картинке?» Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и
рассказать полным предложением, что на них
изображено.
«У меня в вазе лежат четыре яблока.
У меня в тарелке пять слив.
У меня в аквариуме четыре рыбки» и
т.д.
7. Игра
«Пишем телеграммы». На почте отправляют телеграммы в далекие края, где нет
телефона. Написать надо коротко, но понятно. Если написать примерно так:
«Выслать, посылка, два», то текст будет непонятен. А если написать: « Вышлите
две посылки», то получателям телеграммы будет все ясно. Далее взрослый
предлагает ребенку правильно составить телеграмму:
«Прислать, книга, пять.
Мама, купить, шуба, два.
Приехать, папа, через, день, шесть.
Мурка, родить, три, котята.
У, три, река, дерево.
Лодка, в, весло, два».
8. Пальчиковая
игра «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин. (Сжимает и
разжимает кулачки.)
Много нас, а он один. (Показывает
ладони с растопыренными пальцами.)
Эта долька – для ежа. (Загибает по
одному пальцу на каждую строчку.)
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Комментариев нет:
Отправить комментарий