В помощь родителям


Консультация для родителей (законных представителей):
"Проведение артикуляционной гимнастики"
Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой практики. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
Упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их объединяют в комплексы.Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, формированию направленной воздушной струи, что приводит к правильному образованию звука.
Первый комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков [c], [з],[ц].
При их произношении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, сильная воздушная струя идет посередине языка: "Чистим зубы", "Горка", "Киска сердится", "Загнать мяч в ворота" и т. д.
Второй комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков [ш], [ж], [ч]. [щ].
При их произношении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка: "Чашечка", "Лошадка цокает", "Грибок", "Гармошка" и т. д.
Третий комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков [л], [ль]. При их произношении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов: "Пароход гудит", "Качели" и т. д.
Четвертый комплекс направлен на постановку и автоматизацию звуков [р], [рь]. При произношении данных звуков язык поднимается вверх за зубы и вибрирует  в проходящей сильной воздушной струе: "Барабанщик", "Маляр" и т. д.
С детьми средней группы упражнения проводятся в игровой форме. Дети учатся управлять органами артикуляции, выполняя упражнения первого и второго комплексов.
В старшей группе надо следить за плавностью, четкостью движений, за умением достаточно быстро переключать органы артикуляции с одного положения на другое (первый, второй, третий, четвертый комплексы).
В подготовительной к школе группе выполняют упражнения на дифференциацию различных звуков с учетом последовательности развития артикуляционного аппарата (пятый, шестой, седьмой комплексы).
Комплексы артикуляционной гимнастики, видеоматериалы по выполнению некоторых упражнений смотрите по указанной ссылке.

Артикуляционная гимнастика
 https://cloud.mail.ru/public/JdMD/FpAgfeE

Советы родителям неговорящих детей
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее. не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко. терпеливо. доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции и вопросы: "Дай руку! Где ножка?" Опирайтесь на то,что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте то, что уже усвоено.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: "Машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух".
4. Пойте ребенку перед сном. Часто не меняйте репертуар.
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно,  когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки - ку-ку. Паровозик - ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты!" Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: "Ой! Ай! Ух!" Ребенку позволительно повторять только гласные: "О! А! У!"
6. Почаще рассказывайте, читайте первые детский сказки, стихи, потешки. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
8. Не говорите при ребенке о его отставании.
9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).
11. Проводите массаж пальцев рук, ладоней, пальчиковые игры (сорока - белобока).

Комментариев нет:

Отправить комментарий